Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


Итоговый отчет о результатах анализа состояния системы образования

муниципального образования Печенгский район за 2018 год и перспектив развития системы образования на 2019 – 2020 годы

1.1. Вводная часть

1.1.1. Общая социально-экономическая характеристика муниципального образования

 Муниципальное образование Печенгский район – самая северная территория Мурманской области – расположено в европейской части России, в Северо-западной части Кольского полуострова, на части территории, называвшейся Русской Лапландией. С севера омывается Баренцевым морем, на западе территория района примыкает к Норвежской границе, установленной еще в 1826 году. Район занимает площадь 8,7 тыс. км2 (6,0 % территории Мурманской области). Административным центром района является поселок городского типа Никель. Расстояние от Никеля до Мурманска - 210 км.

 Демографическая ситуация в Печенгском районе характеризуется как стабильная, с тенденцией к ухудшению. В настоящий момент численность населения практически стабилизировалась (с незначительным ежегодным снижением) на 01.01.2019 г. численность населения района составляла 37,1 тыс. человек, из них 79,3% - городское население (29,4 тыс. чел.) и 20,7% - сельское население (7,7 тыс. чел.) по полу и возрасту младше трудоспособного возраста 20% (7,4 тыс. чел.), трудоспособного возраста 64% (23,7 тыс. чел.), старше трудоспособного возраста 16% (6,0 тыс. чел).

По состоянию на 01.01.2019 года численность граждан, состоящих на регистрационном учёте  в  ГОБУ ЦЗН Печенгского района, составила 437 граждан, из них: 390 гражданина – безработные.

По состоянию на 01.01.2019 года служба занятости располагала 986 вакантными  рабочими местами.

Уровень безработицы в Печенгском районе по состоянию на 01.01.2019 года находится в пределах социально допустимых норм и составляет 1,63%.

Среднесписочная численность работников в организациях Печенгского района (без субъектов малого предпринимательства) за 2018 год составила 10454  человек (за 2017 год – 11046 чел.). Снижение данного показателя составило 5,4%. Распределение численности работников по сферам деятельности выглядит следующим образом.

Население в трудоспособном возрасте составляет 64,9% от общей численности населения (23,7 тысяч человек), в экономике района занято 12,9 тыс. человек или 34,8% от общей численности населения (54,4% населения трудоспособного возраста).

1.1.2. Контактная информация органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

Управление в сфере образования осуществляет Отдел образования администрации муниципального образования Печенгский район.

Юридический и фактический адрес: 184421, п.г.т. Никель Печенгского района Мурманской области, ул. Победы, д. 1, адрес электронной почты pechengaobr@yandex.ru, адрес сайта  http://edu.pechengamr.ru/, факс 8(81554)50460.

Контактные телефоны:

Начальник  Никитина Ирина Васильевна, 8(81554)50572;

Секретарь  Царева Алеся Михайловна, 8(81554)50460

1.1.3. Информация о программах и проектах в сфере образования

В 2018 году в сфере образования Печенгского района исполнялись следующие целевые программы и проекты.

1.1.4. Краткая информация о проведении анализа состояния и перспектив развития системы образования

Анализ состояния и перспектив развития системы образования Печенгского района проводился на основании данных федерального статистического наблюдения за 2018 год, показателей по демографии на сайте Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.

1.2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования

Все образовательные учреждения работали на основе  муниципальных заданий  по утверждённому ведомственному перечню муниципальных услуг и работ, а также по стандартам качества услуг, предоставляемых в сфере образования.

Система дошкольного образования в 2018  году была представлена 14 дошкольными образовательными организациями и двумя группами дошкольного возраста в МБОУ СОШ № 11 нп. Раякоски на 2495 мест, в которых работало 116 групп и воспитывалось 2339  детей в возрасте от 1 года до 7,5 лет (в 2017 году – 2158).

Охват дошкольным образованием в Печенгском районе составил:

- детей в возрасте от 1 года до 3 лет – 38,55%

- детей в возрасте от 3 до 7 лет – 92,62 %

Общий охват детей в возрасте от 1 года до 7,5 лет дошкольным образованием составил 72,29% .

В Печенгском районе  полностью ликвидирована актуальная очерёдность в детские сады.

В 2019 году будет начато строительство детского сада на 75 мест на территории пгт. Печенга. Срок сдачи объекта – декабрь 2019 года.

В дошкольных образовательных организациях функционируют: 1 группа для детей с задержкой психического развития и 11 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В целях увеличения охвата детей коррекционной помощью в 2018 году в детских садах организована работа 11 логопедических пунктов (в 2017 году – 9). В 2018 году на логопедических пунктах получили специализированную помощь 213 детей.

Задача обеспечения доступности дошкольного образования на территории муниципального образования  в 2018 году решалась за счёт развития вариативных форм дошкольного образования.

На базе МБОУ СОШ № 23 нп. Лиинахамари функционирует  разновозрастная группа кратковременного пребывания для детей «Будущий первоклассник» на 15 мест.

Одной из вариативных форм работы МБДОУ являются Центры игровой поддержки ребёнка (далее – ЦИПРы), которые функционируют при детских садах для семей, воспитывающих детей раннего возраста, не посещающих детский сад: 8 ЦИПРов, 178 детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет (2017 год – 6 Центров, 150 детей).

 Организована работа по созданию консультационных центров для родителей (законных представителей), обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования  в МБДОУ детские сады № 4,7. В 2018 году в консультационные центры обратились за консультациями по различным вопросам воспитания детей 494 родителя (в 2017 – 497).

На территории Печенгского района действуют 10 общеобразовательных организаций: 8 средних общеобразовательных школ и 2 основных общеобразовательных школы.  МБОУ СОШ № 19 работает в режиме ресурсного центра. В сельской местности функционирует 3 общеобразовательных школы (30% от общей численности учреждений), в которых обучаются 7% от общего количества обучающихся.

Шестой год в муниципалитете наблюдается тенденция увеличения контингента обучающихся в общеобразовательных классах. В целом за 6 лет  контингент обучающихся общеобразовательных классов увеличился в районе на 14%, 587 чел. Растет количество обучающихся в  классах по адаптированной программе обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (рост за шесть лет составил 44%, 43 чел.). Средняя наполняемость классов в городских школах осталась на уровне прошлого года и составила  24,2 чел. (город – 25,5 чел., поселки городского типа – 23,6 чел.), в сельских школах – 9,4 чел. 

Продолжен переход на обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования: в 2018 году обучались в соответствии с ФГОС 100% учащихся 1-4 классов начальной школы и 5 - 8-х классов основной школы. В пилотном режиме продолжили обучение по ФГОС общего образования 3 девятых и шесть 10-11-х классов МБОУ СОШ № 19. Продолжен переход на ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья. Всего в 2018 году обучались в соответствии с ФГОС общего образования 90% обучающихся (2017 г. – 80,4%), с ФГОС ОВЗ – 25,5% обучающихся (2017 год – 11%).

    Программы профильного образования осваивали 85,6% обучающихся 10-11 классов (2017 г. – 82%). Структура профильного обучения в районе была представлена профилями: физико – математический,  социально – гуманитарный, технологический, гуманитарный, естественнонаучный. 14% старшеклассников обучались по учебному плану универсального профиля с расширенным перечнем элективных, факультативных курсов по запросу обучающихся.

Продолжена работа по созданию условий обучающимся, имеющим проблемы в здоровье: для 50 детей – инвалидов (2017 г – 42 чел., 2016 г.- 44 чел., 2015 г. - 39 чел.)  были определены формы и программы обучения в общеобразовательных организациях района. 48% обучались индивидуально на дому (из них 3 чел. обучались родителями), 30% обучались по адаптированным образовательным программам для детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью.

С 2010 года отмечается устойчивая тенденция повышения качества образования в общеобразовательных организациях муниципалитета – повышение составило 7% (с 40,8% в 2010/2011 уч. г. до 47,9% в 2017/2018 уч. г.).  

Окончили  школу с аттестатом с отличием  32 выпускников 9-х классов, 8% (2017 г. - 6%, 22 чел.) и  13 выпускников 11  классов, 8,5%  (2017 г. – 6%, 7 чел.).

В государственной итоговой аттестации приняли участие 349 выпускников 9-х классов. Из них, государственную итоговую аттестацию в форме ГВЭ в основные сроки по математике и русскому языку сдавали 9 выпускников.

Наиболее выбираемыми для сдачи ГИА-9 предметами стали: информатика и  ИКТ, обществознание, география. 

По результатам ГИА-9 по математике повышение качества образования наблюдается в 6 общеобразовательных организациях: МБОУ СОШ(ООШ) №№ 3,7,9,19,20,22.

По результатам ГИА-9 по русскому языку качество образования  повысилось в 5 общеобразовательных организациях: МБОУ СОШ(ООШ) №№ 5,7,11,20,22.

Качество знаний в 2018 г увеличилось по 6 предметам (математика, русский язык, информатика и ИКТ, география, история, английский язык).

Снижение результатов основного государственного экзамена, в сравнении с 2017 г, произошло по 5 предметам.

         Результаты ЕГЭ 2018 года по обязательным предметам: русский язык и математика базового и профильного уровня сопоставимы с результатами прошлого учебного года.

      Все участники справились с предложенными заданиями по русскому языку, средний тестовый балл повысился по муниципалитету на 0,41. Выросло количество высокобальных работ по русскому языку (80 баллов и выше). 5 выпускников СОШ №№ 3,19 набрали свыше 90 баллов.

      Высокое качество образования по базовой математике показали  СОШ №№ 9,11,23 – 100% выпускников сдали экзамен на «четыре» и «пять», в СОШ № 19 – 91% выпускников. Положительная динамика качества образования по базовой математике в СОШ №№ 3,9.

        Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня снизились в муниципалитете на 1 балл, в том числе значительное снижение качества образования произошло в СОШ №№ 3,5.Высокие результаты по профильной математике показали выпускники СОШ № 19.

         Из 9-ти предметов по выбору положительная динамика качества образования в 2018 году отмечается по 5-ти предметам: география, химия, английский язык, информатика и ИКТ, литература. Выросло количество высокобальных работ по восьми предметам по выбору из девяти (кроме биологии).

        Значительное снижение результатов ЕГЭ по району отмечается по истории. Выросло количество выпускников, не набравших минимальные баллы по предметам по выбору. Не справились с экзаменами по выбору 27 участников.

Дополнительное образование в Печенгском районе  реализуется в 3 организациях дополнительного образования:  МБУ ДО ДДТ № 1, МБУ ДО ДДТ № 2 и МБУ ДО ДЮСШ и через работу кружков и секций в 10 муниципальных общеобразовательных организациях.

Доля детей, охваченных в 2018 году дополнительными образовательными программами в муниципальном образовании Печенгский район, составила  64% от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет.

В 3 организациях дополнительного образования детей по состоянию на 01.01.2019 года обучаются 1719, из них 932 (56%) - девочки. Обучаются 35 детей с ОВЗ, 11 – детей-инвалидов.

Всего в организациях дополнительного образования функционируют 214 объединения:

11 – техническое направление, 21 – спортивное направление, 96 – художественное направление, 86 – социально-педагогическое направление.

Возрастной состав обучающихся организаций дополнительного образования:

- до 5 лет – 86 человек

- 5-9 лет – 821 человек

- 10-14 лет – 615 человек

- 15-17 лет – 194 человека

- 18 лет и старше -  3 человек.

Учитывая то, что дети посещают два и более объединения, списочный состав организаций дополнительного образования за 2018 год составляет 2563 детей.

На январь 2019 года в школах функционируют 117 объединений дополнительного образования (кружков и секции), в них обучается 1372 обучающихся. Реализуемые программы: 24% - художественное направление, 21% - физкультурно-спортивное направление, 22% - социально-педагогическое направление, 22% - естественно-научное направление и др. Из них – 5 детей с ОВЗ, 2 ребенка-инвалида.

Для организации досуговой деятельности детей при общеобразовательных организациях функционируют клубы по интересам: «Пламя» (МБОУ СОШ № 19), «Чайка» (МБОУ СОШ № 1).

По состоянию на 01.01.2019 года общая численность обучающихся, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП, чей досуг организован во внеурочное время, составляет 69%.

В образовательных организациях Печенгского района постоянно действуют музеи:

- музей боевой славы в МБОУ ООШ № 22 г. Заполярный;

- школьный историко-краеведческий музей им. Ю.А. Гагарина МБОУ СОШ № 7 нп. Корзуново;  

- музей «Сквозь призму школьных лет» МБОУ СОШ №19 г. Заполярный.

1.3. Система общего образования Печенгского района развивается в направлении обеспечения доступности и качества образования, совершенствования структуры и содержания всех уровней образования, технологии обучения и воспитания детей. Задачи, поставленные на 2018 год, выполнены в полном объеме.

         Основные направления деятельности сферы образования Печенгского района на 2019 год и период до 2020 года определены в муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании Печенгский район» на 2015-2020 годы:

- обеспечения доступности дошкольного образования на территории муниципального образования: строительство детского сада на 75 мест на территории пгт. Печенга;

- обеспечение деятельности образовательных организаций в рамках федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего образования в 100% общеобразовательных организаций района и в пилотном режиме среднего общего образования в МБОУ СОШ №№ 5,19, в том числе создание финансово – экономических, кадровых, материально – технических, информационных условий, соответствующих требованиям стандарта;

- поддержка школ, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты;

- развитие системы оценки качества образования, обеспечение публичной доступности ее результатов;

- создание условий для получения образования детьми – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

 - обеспечить достижение целевых показателей средней заработной платы отдельных категорий педагогических работников, установленных указами Президента Российской Федерации и закрепленных в «дорожной карте».

Поставленные задачи позволят продолжить реализацию системных изменений в сфере образования, направленных на повышение его доступности, качества, отвечающего современным требованиям и запросам обучающихся, их родителей.

Показатели мониторинга системы образования

-->