Итоговый отчет о результатах анализа состояния системы образования

муниципального образования Печенгский район за 2020 год и перспектив развития системы образования на 2020 – 2021 годы

 

1.1. Вводная часть

1.1.1. Общая социально-экономическая характеристика муниципального образования

Муниципальное образование Печенгский район – самая северная территория Мурманской области – расположено в европейской части России, в Северо-западной части Кольского полуострова, на части территории, называвшейся Русской Лапландией. С севера омывается Баренцевым морем, на западе территория района примыкает к Норвежской границе, установленной еще в 1826 году. Район занимает площадь 8,7 тыс. км2 (6,0 % территории Мурманской области). Административным центром района является поселок городского типа Никель. Расстояние от Никеля до Мурманска - 210 км.

Демографическая ситуация в Печенгском районе характеризуется как стабильная, с тенденцией к ухудшению. В настоящий момент численность населения практически стабилизировалась (с незначительным ежегодным снижением).

Среднесписочная численность работников в организациях Печенгского района (без субъектов малого предпринимательства) за 2020 год составила 1476  человек.

1.1.2. Контактная информация органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования

Управление в сфере образования осуществляет Отдел образования администрации муниципального образования Печенгский район.

Юридический и фактический адрес: 184421, п.г.т. Никель Печенгского района Мурманской области, ул. Победы, д. 1, адрес электронной почты obrpechenga@yandex.ru, адрес сайта  http://edu.pechengamr.ru/, факс 8(81554)50460.

Контактные телефоны:

Начальник  Никитина Ирина Васильевна, 8(81554)50572;

Секретарь  Баданина Наталья Витальевна, 8(81554)50460

1.1.3. Информация о программах и проектах в сфере образования

В 2020 году в сфере образования Печенгского района исполнялись следующие целевые программы http://edu.pechengamr.ru/index/celevye_programmy/0-106

1.1.4. Краткая информация о проведении анализа состояния и перспектив развития системы образования

Анализ состояния и перспектив развития системы образования Печенгского района проводился на основании данных федерального статистического наблюдения за 2020 год, показателей по демографии на сайте Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Мурманской области.

1.2. Анализ состояния и перспектив развития системы образования

Все образовательные учреждения работали на основе  муниципальных заданий  по утверждённому ведомственному перечню муниципальных услуг и работ, а также по стандартам качества услуг, предоставляемых в сфере образования.

Система дошкольного образования в 2020  году была представлена 14 дошкольными образовательными организациями и двумя группами дошкольного возраста в МБОУ СОШ № 11 нп. Раякоски на 2495 мест, в которых работало 113 групп и воспитывалось 2280  детей в возрасте от 1 года до 7,5 лет (в 2019 году – 2282).

Охват дошкольным образованием в Печенгском районе составил:

- детей в возрасте от 1 года до 3 лет – 55,2% (в 2019 году – 91,2%);

- детей в возрасте от 3 до 5 лет – 97,7 % (в 2019 году – 94,6%);

- детей в возрасте от 5 до 7 лет – 99,7 % (в 2019 году – 99,7 %).

 Общий охват детей в возрасте от 1 года до 7,5 лет дошкольным образованием составил 98,7% (в 2019 году – 98,7%).

 В Печенгском районе  полностью ликвидирована актуальная очерёдность в детские сады.

Администрацией района выполнен план мероприятий на 2019-2020 гг. по увеличению количества мест в детских садах для детей раннего возраста, в котором были предусмотрены следующие мероприятия по вопросу обеспечения доступности дошкольного образования: в 2019 году закончено строительство детского сада на 75 мест на территории п.г.т. Печенга. Объект сдан – 26.12.2019 года, введен в действие и принял детей 03.02.2020 г.

На базе МБОУ СОШ № 23 нп. Лиинахамари функционирует  разновозрастная группа кратковременного пребывания для детей на 15 мест.

В дошкольных образовательных организациях функционируют: 

1 группа для детей с задержкой психического развития

г. Заполярный

МБДОУ № 4

пгт Никель

МБДОУ № 7

11 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи

пгт. Никель – 5  групп

МБДОУ № 1, 7, 9

г. Заполярный – 6 групп

МБДОУ № 2 , 6, 8, 38

В целях увеличения охвата детей специализированной помощью в 2020 году в детских садах организована работа 11 логопедических пунктов в МБДОУ № 1, 7, 2, 4, 6, 8, 12, 10, 11, 13, 38. В 2020 году на логопедических пунктах получили специализированную помощь 200 детей.

Муниципальная система общего образования  на территории района включает в себя 10 общеобразовательных школ, из них  2 основных школы и 8 средних. 30% школ муниципалитета расположены в сельской местности.

           В 2020 году 60% школ муниципалитета полностью перешли на пятидневную учебную неделю, 4 школы осуществляют обучение  в 6-й учебный день в дистанционном формате (СОШ№№ 3,19 – в 10-11 классах;. СОШ№№ 5,23 – в 5-11 классах).

          Школы предоставляют возможность получения общего образования всем категориям граждан  в соответствии с их возможностями и потребностями, реализуя начальное общее, основное общее, среднее общее образование в очной форме, обучение работающей молодежи в вечерних классах, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным образовательным программам, добиваясь практически 100% охвата несовершеннолетних обучающихся общим образованием.

В 2020 году  99% школьников района обучались по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования.  Продолжен переход на федеральный государственный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья  по адаптированным программам обучения – 31% обучающихся данной категории обучались в соответствии с новым Стандартом.

 Программы профильного образования осваивали 90% обучающихся 10-11 классов (2019 г. – 87,5%). Структура профильного обучения в районе была представлена профилями: физико – математический,  социально – гуманитарный, технологический, гуманитарный, естественнонаучный.

Совершенствование системы оценки качества образования является важнейшим направлением развития системы общего образования.

Аттестат с отличием получили 19 выпускников 9-х классов (2019 год – 19 выпускников), 25 человек награждены похвальными грамотами. 21 выпускник 11-х классов получил аттестат с отличием и  медаль «За особые успехи в учении».

            Дополнительное образование в Печенгском районе  реализуется в 3 организациях дополнительного образования, подведомственных отделу образования:  МБУ ДО ДДТ № 1, МБУ ДО ДДТ № 2 и МБУ ДО ДЮСШ, а также через работу кружков и секций в 10 муниципальных общеобразовательных организациях.

Доля детей, охваченных в 2020 году дополнительными образовательными программами в муниципальном образовании, составила  45 % от общей численности детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих в Печенгском муниципальном округе.

В 3 организациях дополнительного образования по состоянию на 01.01.2021 года обучаются 1707 детей, из них 1052 (62%) – девочки, 22 ребенка с ОВЗ.

Всего в организациях дополнительного образования функционируют 243 объединения: 19 – техническое направление, 31 – спортивное направление, 111 – художественное направление, 82 – социально-педагогическое направление.

Для организации досуговой деятельности детей при общеобразовательных организациях функционируют клубы по интересам: «Пламя» (МБОУ СОШ № 19), «Чайка» (МБОУ СОШ № 1).

По состоянию на 01.04.2021 года общая численность обучающихся, состоящих на профилактическом учете в КДНиЗП, чей досуг организован во внеурочное время, составляет 100%.

 В образовательных организациях Печенгского района постоянно действуют музеи:

- музей боевой славы в МБОУ ООШ № 22 г. Заполярный;

- школьный историко-краеведческий музей им. Ю.А. Гагарина МБОУ СОШ № 7 нп. Корзуново;  

- музей «Сквозь призму школьных лет» МБОУ СОШ №19 г. Заполярный.

С 01.09.2020 года на базе МБОУ СОШ № 3, МБОУ СОШ № 5, МБОУ СОШ № 19 функционируют Центры образования «Точка роста», которые обеспечены современным оборудованием для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей, а также созданы рабочие зоны по предметным областям «Технология», «Информатика», «ОБЖ» и зоны коворкинга, медиазона и Шахматная гостиная.

МБОУ СОШ № 3 с 01.09.2020 является площадкой в Печенгском округе по реализации программ дополнительного образования на базе мобильного технопарка «Кванториум».

В марте 2020 г. было создано структурное подразделение МБУ «Муниципального методического центра» -  Муниципальный опорный центр (МОЦ), основная цель которого – организация эффективного межведомственного взаимодействия в ходе реализации модели персонифицированного финансирования дополнительного образования, ведение муниципального навигатора персонифицированного финансирования, оказание методической помощи в ходе организации ПФДО.

Образовательные организации основного и дополнительного образования обеспечили выдачу и активацию сертификатов дополнительного образования 74% детей в возрасте от 5 до 18 лет, по сертификатам обучаются 46% детей. 34% детей с ОВЗ имеют доступ к дополнительному образованию. Проведена экспертиза 146 бюджетных программ дополнительного образования.

         Основные направления деятельности сферы образования Печенгского района на 2020 год и период до 2021 года определены в муниципальной программе «Развитие образования в муниципальном образовании Печенгский район»:

- развитие системы дошкольного образования. Создание комфортных и безопасных условий пребывания ребёнка в дошкольном образовательном учреждении;

- создание условий для повышения качества, доступности и конкурентоспособности общего и дополнительного образования детей для всех категорий обучающихся. Обеспечение предоставления услуг в сфере общего и дополнительного образования детей;

- создание условий для полноценного отдыха, укрепления здоровья, личностного развития и занятости несовершеннолетних;

- развитие методического обеспечения образовательной деятельности. Совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки;

- реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.